Інтерв’ю Міністра Дмитра Табачника журналу «Обрати внимание»

Человек в современном обществе может чувствовать себя свободным только в том случае, если он глубоко образован. Тогда лишь за ним право выбора своего будущего. Пока же наши учебные заведения не могут гарантировать качество образования. О причинах – в эксклюзивном интервью министра науки и образования Дмитрия Табачника.


Дмитрий Владимирович, украинская система образования в очередной раз претерпевает изменения. Какие сегодня задачи ставит перед собой министерство?

На знамени Министерства образования начертано только два слова: «качество образования». Именно поэтому наша главная задача сегодня – создать новые стандарты. Иного пути повышения качества образования мир не знает. Сейчас уже приняты новые стандарты для начальной школы, которые предусматривают целый ряд революционных шагов. Это изучение иностранного языка всеми детьми с первого класса, это изучение информатики начиная со второго класса, это создание нового синкретического предмета, как в лучших европейских школах, в котором, по сути, объединяются знания и преподавание математики, природы, природоведения. Кроме того, мы будем очень серьезно разгружать учебные программы от лишних, ненужных знаний.

Как корректируется госзаказ для вузов с учетом стратегии развития страны?

Государственный заказ готовит Министерство экономического развития и торговли по предложению всех центральных органов исполнительной власти, которые имеют в своем подчинении высшие учебные заведения. Большинство вузов, безусловно, находятся в ведении Министерства образования и науки, молодежи и спорта, но довольно большой сегмент высшего образования – в подчинении Министерства охраны здоровья, Министерства аграрной политики, Министерства внутренних дел и Министерства культуры. Поэтому подготовка параметров госзаказа – это очень сложный и творческий процесс, который учитывает, с одной стороны, потребности экономики каждого региона, с другой – пожелания работодателей. Сейчас Министерство экономики вместе с Министерством образования работают над проектом закона о государственном заказе, где впервые будут заложены прогнозные показатели на ближайшие 5–10 лет.

Как вы прокомментируете ситуацию с вузами, которые в этом году не получили ни одного заявления от абитуриентов? Лишат ли их лицензии?

Никто не может их лишить лицензии за то, что у них не было заявлений абитуриентов. А вот государственная инспекция учебных заведений внимательно проверит. И если там есть нарушения, связанные с отсутствием преподавательского состава, собственных помещений, учебной базы, тогда можно рассматривать вопрос о лишении их лицензии. Но объяснить эту ситуацию можно и тем, что в 2011 году было относительно немного абитуриентов, и тем, о чем Министерство образования бьет тревогу, что почти 900 высших учебных заведений Украине не нужно. Я надеюсь, что это заставит родителей задуматься.

Как можно устранить дисбаланс между популярными и востребованными специальностями?

Мне кажется, что это можно сделать только таким образом: говорить людям правду о том, что плохие специалисты никому не нужны, приводить примеры, говорящие более красноречиво, чем любое уговаривание. Вот один из них: в советское время в Украине было только пять высших учебных заведений, которые имели право готовить юристов. На сегодняшний день мои замечательные, без кавычек, предшественники раздали лицензии на подготовку юристов 164-м высшим учебным заведениям в стране. То есть, хотите иметь в будущем ребенка потенциальным безработным, ну что ж, тогда нужно учить его на плохого юриста. Хороших юристов готовят в Национальном университете Харьковской юридической академии, в Национальном университете им. Шевченко, в Национальном университете Одесской юридической академия, в Национальном университете им. Каразина в Харькове и, наверное, в Львовском национальном университете им. Франко. Такая же примерно ситуация и с экономистами. Это первый путь устранения дисбаланса. Второй – люди должны понимать, что инженер-строитель сегодня будет более востребован, чем менеджер или специалист по маркетингу.

У нас многие выпускники работают не по специальности. Спасет ли ситуацию возврат к системе послевузовского распределения?

Мне кажется, что основная проблема в том, что многие выбирают специальность не осознанно, а под влиянием моды или советов родителей. Послевузовское распределение изменит ситуацию лишь отчасти, ведь значительная доля экономики находится в частном секторе, и, естественно, работодатель будет выбирать себе сотрудника не по распределению, а под свои требования. И определяющим здесь будет качество знаний и умений. В хороших вузах система послевузовского распределения и так работает. Я практически не знаю безработных выпускников Киевского университета им. Шевченко, Одесского национального университета или, к примеру, Днепропетровского. Если они и есть, то это единицы, и только те, кто ищет, скажем, работу или заработную плату выше своих возможностей.

Существует ли база дипломов, в которой работодатель может проверить достоверность документа?

Да, безусловно. Любой диплом, начиная с 2000 года, можно проверить с помощью простейшей операции – это информационная система «Освіта», куда внесены все дипломы о высшем образовании в нашей стране. Это и есть метод борьбы с липовыми дипломами – любой работодатель в течение 15 минут может проверить соответствие данных. А если кто-то хочет узнать более подробные сведения, он может обратиться в Министерство образования и получить официальную справку с гербовой печатью, является ли гражданин N или гражданка К обладателем знаний и получателем диплома о высшем или среднем специальном образовании.

С дипломами, выданными до 2000 года, тоже нет проблем – все архивы вузов находятся в надлежащем упорядоченном состоянии, но эта процедура заберет несколько больше времени.

Составлялся ли в этом году официальный рейтинг вузов? Кто проводил подобные исследования?

Таких исследований очень много. Я думаю, что свой рейтинг ежегодно составляет, в первую очередь, абитуриент, когда подает заявление. Подобные исследования проводит и Министерство образования и науки. Мы сравниваем общественные, газетные рейтинги и наши исследования. Министерство проводит оценивание качества образования и работы высших учебных заведений по 72 критериям.

Известно, что мотивированный человек лучше работает. Для педагогов в этом плане что-то будет делаться?

Только в нынешнем году правительство трижды увеличивало заработную плату педагогов. На сегодняшний день средняя зарплата в системе образования достигла 2000 грн. Безусловно, это не так много, как нам бы хотелось, но в следующем году мы планируем еще несколько шагов в данном направлении. Существует и целый ряд мотивационных рычагов нематериального свойства. Президентом Украины была основана Государственная премия Украины в области образования, и 1 октября состоялось первое присуждение этой премии за наиболее выдающиеся творческие достижения.

Почему в Украине так остро стоит вопрос русского языка как второго государственного? Насколько реально, не расколов страну, принять это решение?

Абсолютно реально, если уважать по-европейски права человека. И, на мой взгляд, это совершенно гиперболизированная острота. Абсурдно доказывать аксиому, что человек, владеющий двумя языками, более конкурентоспособен, чем владеющий одним. А человек, который знает три или четыре языка, безусловно, конкурентоспособнее, чем человек с двумя языками. И нелепо и безнравственно отказываться от того, что в нашей стране сложилось исторически.

Поэтому принятие закона в новой редакции о языке, где во главу угла будут поставлены просто права человека, не больше и не меньше способно объединить всю страну. Хочешь быть чиновником, находиться на госслужбе, пожалуйста, ты должен абсолютно свободно владеть двумя языками – украинским и русским. Хочешь заниматься частным бизнесом, хочешь просто заниматься художественным творчеством? Тебя никто не может заставить насильно изучать один из языков. А все школы Украины как государственные учреждения должны всем дать обязательный государственный стандарт украинского языка и украинской литературы. И по завершении школы принять государственную аттестацию в виде экзамена или тестирования по этому предмету. Все, вопрос, мне кажется, на этом исчерпан.

Сколько у нас учится иностранных студентов, и какие вузы и специальности они выбирают?

У нас учится порядка 50 тыс. иностранных студентов, что почти на 20% больше, чем в самые лучшие годы Советского Союза. Это представители 134 стран. Но в советское время 99,9% из них учились бесплатно. Это был подарок Советского Союза различным государствам, коммунистическим и левым рабочим партиям. На сегодняшний день практически все 50 тыс. студентов-иностранцев учатся по контракту, принося деньги в казну университетов (около 800 млн грн ежегодно) и экономику страны (если учитывать траты на проживание, быт, развлечения, питание, ремонт, покупку одежды, обуви и так далее). В основном иностранные студенты выбирают технические специальности. И это очень правильно. Это говорит о том, что они прагматично, в отличие от наших соотечественников, подходят к своей будущей работе.

Насколько учебные программы иностранных языков учитывают тенденции развития мира?

Сегодня в общеобразовательных учебных заведениях Украины изучаются преимущественно четыре иностранных языка. Если говорить в цифрах, то, из 4 млн 200 тыс. школьников, 3,5 млн изучают английский язык (еще 70 тыс. как второй), 615 тыс. – немецкий, около 200 тыс. – французский и около 10 тыс. – испанский. Английский, как видим, лидирует. И здесь мало что можно сделать  – это общемировая тенденция. Но в последнее время мы стали уделять большое внимание изучению восточных языков. Во многих школах Украины преподают китайский, японский, вьетнамский, турецкий, арабский, хинди, персидский.

Интеллектуальная элита по-прежнему покидает страну. Этот процесс можно как-то приостановить?

Думаю, только одним способом. Если мы хотим быть европейцами и говорим о европейской мобильности, значит, нужно развивать экономику страны таким образом, чтобы заработная плата соответствовала качеству специалиста. Но говорить о каких-то силовых методах, мне кажется, неправильно. Не нужно скатываться на путь тоталитарных режимов, запрещая людям искать более интересное место работы. Эта проблема существует во всем мире. Лучшие компьютерщики и кибернетики из Индии, как перелетные птицы, весной летят в Британию, из Британии многие через Атлантику переправляются в Соединенные Штаты. Поэтому остановить «утечку мозгов» может только одно – рост экономики и процветание страны.

Блок

Лучшие вузы страны, по мнению Дмитрия Табачника

Классические университеты: Киевский национальный им. Шевченко и Харьковский национальный им. Каразина.

Технические вузы: Харьковский национальный университет радиоэлектроники и Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт».

Педагогические и гуманитарные вузы: Национальный педагогический университет им. Драгоманова в Киеве, Южноукраинский национальный педагогический университет им. Ушинского в Одессе, Национальный университет физического воспитания и спорта в Киеве.

Вузы, специализирующиеся на подготовке специалистов в области искусства и культуры: Донецкая музыкальная академия им. Прокофьева, Национальная музыкальная академия им. Чайковского в Киеве.

Вузы охраны здоровья: Киевский медицинский университет им. Богомольца, Винницкий национальный медицинский университет им. Пирогова.

Вузы в области экономики, финансов, управления и предпринимательства: Киевский национальный экономический университет им. Гетьмана, Киевский национальный торгово-экономический университет, Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Туган-Барановского.

Юридические вузы: Национальный университет «Юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого», Национальный университет «Одесская юридическая академия».


Поділіться з друзями:   

Останні новини